Финансовая информация для менеджеров
Цель курса:
Целью данной программы является развитие знаний и навыков применения методов управленческого учета при планировании, контроле и оценке финансовой информации.
Программа:
Назначение и цель финансового менеджмента
- Влияние финансового менеджмента на процессы планирования и контроля использования ресурсов в организации.
- Взаимосвязь финансового менеджмента с финансовым учетом и управленческим учетом
- Влияние внешних факторов на результаты деятельности организации (Валовой внутренний продукт (ВВП); Макроэкономика; Фискальная политика)
- Роль финансовых посредников
- Различия между фондовым рынком и рынком ликвидных средств
- Соотношение между риском и доходностью
- Определение условий эффективного рынка
Эффективное управление оборотным капиталом
- Мониторинг и контроль потребностей оборотного капитала
- Временной цикл оборачиваемости капитала для организации
- Определение избытка оборотного капитала и торговых операций.
- Управление запасами.
- Выгоды и затраты от оборачиваемости запасов
- Оптимальный размер заказа (EOQ)
- Определение преимуществ и недостатков использования оптимального размера заказа (EOQ)
- Иные процедуры контроля запасов, которые могли бы использоваться организацией:
- Своевременность (JIT)
- Двухуровневая система контроля
- Метод ABC
- Процесс управления дебиторами
- Преимущества предоставления кредитов клиентам, характерные особенности эффективной политики по контролю выдачи кредитов
- Управление кредиторами. Выгоды и затраты, связанные с использованием торгового кредита
Ликвидность и различия между денежной массой и прибылью
- Разница между движением денежных средств и прибылью
- Причины появления возможных проблем, связанных с движением денежных средств
- Последствия у организации при условии, что она не будет иметь доступа к основным ликвидным фондам
- Возможные действия организации для облегчения ситуации, связанной с дефицитом денежных средств
- Прогноз о движении денежных средств в форме таблицы, отражающий продажи за наличный расчет и в кредит, закупки и затраты.
Использование метода прогнозирования при подготовке вспомогательного бюджета (aid budget)
- Осуществление расчетов прогнозных показателей для продаж или общие затраты, используя линейную регрессию
- Использование временного рядя (скользящее среднее значение) для определения тренда и использование этого тренда при прогнозировании объема продаж или затрат
- Корректировка временного ряда с учетом сезонных отклонений
- Корректировка трендов с учетом инфляции, используя индексы
- Факторы, которые оказывают влияние на бюджет: жизненный цикл продукта, политические, экономические, социальные и технологические факторы (PEST анализ)
Назначение составления бюджета в процессе планирования и контроля использования ресурсов.
- Цикл планирования и контроля
- Функции комитета, ответственного за составление бюджета, и специалиста по бюджетным вопросам
- Этапы подготовки бюджета
- Характерные особенности различных методов составления бюджета: составление бюджета с ненулевого уровня, составление сметы с нуля и система скользящих бюджетов
- Значение мониторинга бюджета через обратную связь, осуществление контроля, прямую связь и исполнительскую отчетность по проекту.
- Бюджет по реализации
- Бюджет производства
- Бюджет расхода материалов, корректировки на отходы
- Смета затрат на приобретение материалов
- Смета трудозатрат с учетом корректировок на время простоя
- Смета инвестиций в основной капитал
- Корректировки бюджета при ограничительных факторах, например, при ограниченном количестве материалов или трудовых ресурсов
- Расчет оптимального состава продукта при ограничительных факторах
- Расчет отклонений в бюджете
- Принципы калькуляции стоимости по нормативным издержкам
- Различные типы нормативов (нормативы для ожидаемого уровня производства, достижимые нормативы, существующие нормативы и основные нормативы)
- Расчет и объяснение отклонений:
- по цене и использованию материалов
- по ставке оплаты труда и эффективности
- постоянных ОПР по затратам
- постоянных ОПР по объему
- постоянных ОПР по эффективности
Подготовка отчетности, выверяющую реальные затраты с нормативными затратами
Измерение результатов деятельности компании
- Примеры количественных (финансовых и нефинансовых) и качественных показателей деятельности компании
- Суть сопоставительного анализа показателей (benchmarking)
- Расчет финансовых показателей:
- Прибыльность (валовая прибыль, чистая прибыль, ROCE)
- Ликвидность (коэффициент текущей ликвидности, коэффициент срочной ликвидности)
- Оборачиваемость капитала (дебиторы, кредиторы и запасы в днях)
- Контроль (эффективности, экономической активности, производственной мощности)
- Сопоставление положения компании с течением времени, используя анализ коэффициентов
- Использование сбалансированной системы показателей при оценке положения компании.