НАЗАД

IPO: стратегия и тактика

       История успешного выхода российских предприятий на западные рынки капитала началась в 1996 г. , когда компания "ВымпелКом" разместила АДР третьего уровня на Нью-Йоркской фондовой бирже. В 2000 и 2002 гг. еще две российские компании, МТС и "Вимм-Билль-Данн", осуществили первичное размещение акций в США. В 1999 г. группа дочерних предприятий американской компании GTS в странах СНГ образовала в США новый холдинг, "Голден Телеком", акции которого были размещены в системе NASDAQ. Сейчас несколько российских компаний ведут работу по подготовке к IPO (английское сокращение Initial Public Offering - первичное размещение ценных бумаг по открытой подписке).

        Эмиссия акций российских компаний на иностранном фондовом рынке осуществляется через агента - депозитарий, который выпускает так называемые расписки на определенное количество акций. Технология работы с иностранными акциями лучше всего освоена американскими банками, выпускающими американские депозитарные расписки (АДР) для обращения на американском и европейских фондовых рынках. Существуют депозитарные расписки трех уровней.

        Для включения в биржевой листинг достаточно выпуска АДР первого или второго уровня на уже существующие акции. Основное различие между этими уровнями состоит в том, что АДР первого уровня могут включаться в листинг европейских бирж, но в самих США котируются только на внебиржевом рынке. Выпуск АДР второго уровня подлежит регистрации в Комиссии по ценным бумагам и биржам США, после чего они допускаются к обращению на бирже.

        Использование АДР первого или второго уровня целесообразно, если у компании сейчас нет потребности в привлечении новых инвестиций в виде акционерного капитала, но она планирует IPO в будущем или хочет расширить рынок своих акций и повысить их ликвидность.

        Биржевой листинг акций обеспечивает предприятию статус международной "публичной" компании, т. е. акционерного общества, чьи акции доступны для любого иностранного инвестора. Это, с одной стороны, гарантирует внимание со стороны потенциальных инвесторов, а с другой - накладывает на компанию обязательства по предоставлению ежегодной международной отчетности и по работе с иностранными акционерами. Очевидным недостатком является то, что затраты, связанные с размещением акций при помощи депозитарных расписок первого и второго уровней, не приносят предприятию экономической выгоды в виде новых инвестиций.

        Решение вопроса о необходимости и целесообразности первичного размещения ценных бумаг на иностранной фондовой бирже (при помощи АДР третьего уровня) зависит от многих факторов. Большое значение имеют как внешние обстоятельства, т. е. макроэкономическая ситуация, отраслевые факторы, конъюнктура фондового рынка, так и степень привлекательности самого предприятия в качестве объекта инвестиций. При оценке компании инвесторы рассчитывают на определенные темпы роста ее доходов, исходя из перспектив развития отрасли и конкурентоспособности самой компании.

        С точки зрения предприятия IPO - это эффективный способ привлечения инвестиций, необходимых для реализации стратегических планов развития бизнеса. Чтобы достичь максимального успеха при IPO, недостаточно разработать стратегию внутри компании - необходимо, чтобы ее могли понять и оценить потенциальные инвесторы. Поэтому принципиальным моментом является способность руководства объяснить свою стратегию так, чтобы инвесторы поверили в перспективы роста бизнеса. Проанализировав полученную от компании финансовую информацию, инвесторы принимают решение о цене первичного размещения акций.

        Решаясь на публичное предложение акций иностранным инвесторам, нынешние владельцы и руководство компании принимают на себя максимальные обязательства в области корпоративного управления, отчетности и раскрытия информации. Но взамен компания не только получает доступ к источникам финансирования для развития бизнеса сегодня, но и возможность привлекать дополнительные средства в будущем на более выгодных условиях по сравнению с предприятиями, не имеющими статуса публичной компании. Вопросам корпоративного управления и раскрытия информации в публичной компании будут посвящены следующие статьи нашего цикла.

        Сам процесс первичного размещения акций, начиная от составления заявки на регистрацию эмиссии, занимает от трех до шести месяцев, но его подготовка может потребовать и более длительных сроков. Все зависит от того, сколько времени требуется для приведения структуры предприятия, его органов управления и финансовой отчетности в соответствие с требованиями, предъявляемыми к публичным компаниям. Для группы предприятий, не связанных вертикальной структурой владения, может потребоваться реструктуризация, а также выделение непрофильных активов. Время на подготовку и аудит финансовой отчетности по международным стандартам в основном определяется качеством внутренней системы бухгалтерского учета, а также наличием опыта подготовки такой отчетности самой компанией.

        Подготовка и осуществление IPO требует значительных затрат рабочего времени сотрудников самого предприятия, а также средств для привлечения инвестиционных банков, юристов и аудиторов. Расходы на подготовку к IPO могут составить до 10% от суммы привлеченных средств. Однако, как свидетельствует опыт российских компаний, затраты на IPO являются вложением в развитие бизнеса на долгосрочную перспективу.

Евгений трусов

Ведомости

НАЗАД

 


Карта сайта

English version




Программа обучения IAB

 

© 2001-2002 Все права защищены. Перепечатка материалов допускается только с письменного разрешения Postgraduate-RAA