Диалог Минфина и
Минэкономразвития о введении в России
международных стандартов финансовой
отчетности зашел в тупик. Ведомство
Грефа протестует против сохранения
российского бухучета после введения
МСФО. Поэтому Минфин не успеет к апрелю
внести в правительство концепцию
развития учета.
Премьер поручил Минфину внести
концепцию до 1 апреля. Вчера
замминистра финансов Михаил Моторин
признался, что поручение невыполнимо.
"Сроки придется сдвинуть, так как у
нас до сих пор нет официальных
предложений Минэкономразвития", -
поясняет Моторин. Только вчера
ведомство Грефа направило свой вариант
концепции в Минфин. Как сказал "Ведомостям"
начальник департамента корпоративного
управления и новой экономики Церен
Церенов, концепция передана Минфину
точно в срок.
Пока два ведомства согласны лишь в
одном: переход предприятий на МСФО
должен быть обязательным. На переход к
МСФО открытых акционерных обществ, чьи
бумаги котируются на рынке, Минфин дает
меньше года. Некотирующимся АО - 4 - 5 лет,
а остальным предприятиям - семь лет.
МСФО может применяться только для
сводной консолидированной отчетности
компаний, говорит Моторин.
Бухотчетность юридических лиц в МСФО
Минфин готовить запрещает. Поэтому в
сценарии Минфина переход на МСФО не
избавляет "нехолдинговые"
компании от ведения российского учета,
который предлагается постепенно
приближать к международным стандартам.
Директор департамента бухучета
Минфина Александр Бакаев предлагает в
обязательном порядке учить новым
правилам российской отчетности не
только бухгалтеров, но и руководителей
компаний, поскольку топ-менеджеры "нередко
запрещают бухгалтерам применять на
практике новые правила".
Подобную "реакцию отторжения"
член комитета РСПП по налогам
Екатерина Емельянова считает
закономерной: "Бухучет ведется не
для государства, а для инвесторов,
кредиторов и партнеров компании.
Минфин просто не представляет, какая
информация им нужна". С
предпринимателями согласен Церенов из
Минэкономразвития. "Государство
должна волновать только налоговая
отчетность, а национальные стандарты
МСФО должны формироваться не
государством", - говорит чиновник.
Позиция Минэкономразвития заключается
в том, что при введении МСФО от ведения
российского бухучета надо отказаться.
По сценарию ведомства Грефа в 2004 г. на
МСФО должны перейти организации, чьи
ценные бумаги котируются на фондовом
рынке, банки и профучастники, в 2006 г. -
государственные унитарные предприятия
и все эмитенты, а с 2010 г. - все остальные.
В Минфине боятся ликвидировать
российскую отчетность. По словам
Моторина, при отмене российских
стандартов "база всех налогов будет
определяться по правилам лондонского
Комитета по международным стандартам".
Для фискальных властей это неприемлемо.
Этого не произойдет, отвечает Церенов:
правила налоговой отчетности по-прежнему
будут утверждаться МНС. Ссылки Минфина
на опыт европейских стран, где МСФО и
национальные стандарты сосуществуют,
некорректны, считает финансовый
директор "Союзгидроспецстроя"
Воскресенский. Там стандарты
формировались параллельно, они
довольно близки и признаются
иностранными инвесторами. "А чтобы
убедить мир, что российская отчетность
разумна, потребуется глобальная PR-кампания,
которая обойдется дороже, чем введение
МСФО", - считает топ-менеджер.