Планирование
законотворческой деятельности и
утверждение графика перехода
После многолетних дебатов и
интенсивной работы с привлечением
широкого круга заинтересованных лиц
Правительство Российской Федерации
утвердило четкий план перехода на
Международные стандарты финансовой
отчетности (МСФО). В то же самое время
Кабинет министров выпустил основные
положения законопроекта, который, как
ожидается, будет принят Думой до конца
этого года и вступит в силу в 2004 г. В
результате принятия данного Закона
кардинальным образом изменится
процесс составления финансовой
отчетности предприятиями и
организациями. Согласно основным
положениям предлагаемого нормативного
акта на МСФО сначала перейдут все банки
и компании, ценные бумаги которых
обращаются на открытом рынке (начиная с
2004 года). Впоследствии МСФО будут
использоваться при составлении
сводной отчетности группами компаний,
образующих холдинги (начиная с 2005 года)
и, наконец, в 2007 году на данные
стандарты перейдет большинство других
предприятий, за исключением небольших
компаний с ограниченным кругом
заинтересованных лиц.
Как отметил один из
наблюдателей, «поезд наконец-то
отправляется в путь и, похоже, на него
успели практически все». Другими
словами, те, кто участвовал в
дискуссиях по МСФО с момента
официального признания данных
стандартов после принятия
Постановления Правительства РФ №283 от 6
марта 1998 года, уже присоединились (одни
с энтузиазмом, другие – против своей
воли) к процессу, в рамках которого
повсеместная практика использования
МСФО в России становится реальностью.
Постоянные читатели
информационного бюллетеня «Accounting Report»
знают, что с самого начала своей
деятельности в 1998 году МЦРСБУ
стремится обеспечить переход России на
МСФО в неизменном варианте. Мы
поздравляем всех тех, чья работа, в
которой МЦРСБУ имеет честь принимать
участие, увенчалась успехом.
Неотложные мероприятия в
государственном и частном секторах
экономики
Тем не менее, мы прекрасно
осознаем, что предстоит еще большая
работа. В частности, необходимо
согласовать и своевременно
осуществить конкретные мероприятия по
переходу на МСФО. К данным мероприятиям
относятся принятие и внедрение на
практике соответствующего налогового
законодательства, а также изменений в
различных нормативных актах и
процедурах. Помимо Государственной
думы, основными участниками данного
процесса являются Центральный банк и
целый ряд профильных министерств и
ведомств, включая Минфин,
Минэкономразвития, МНС и Федеральную
комиссию по рынку ценных бумаг.
Некоторые из них уже объявили о своих
планах и предполагаемых мероприятиях.
Уже в течение достаточно
длительного времени заинтересованные
лица в России имеют представление о
сути изменений в законодательной и
нормативной базе, однако существовала
неопределенность со сроками и методами
проведения этих изменений. К счастью,
вопрос со сроками уже разрешился.
Поэтому российские предприятия и
организации, оказывающие
профессиональные услуги, могут
приступать к повышению своей
квалификации в области МСФО и
разработке адекватных информационных
систем управления.
До сих пор руководители
российских компаний, аудиторско-консалтинговых
фирм и бизнес-школ отказывались
выделять значительные ресурсы для
финансирования перехода на МСФО, так
как у них отсутствовало четкое
представление об объекте, на который в
конечном итоге предполагается перейти.
Осуществление значительных
капиталовложений в разработку систем и
обучение кадров в условиях
неопределенности не имело смысла,
однако, теперь ситуация изменилась.
Практические аспекты,
заслуживающие внимания предприятий и
аудиторско-консалтинговых фирм
С принятием решения о
переходе на МСФО в неизменном варианте
уходит в прошлое ранее существовавшая
неопределенность в отношении
постепенного, поэтапного движения в
сторону международных стандартов.
Теперь предприятия, аудиторско-консалтинговые
фирмы и учебные заведения могут с
полной уверенностью приступать к
решению следующих задач:
Доработка курсов обучения
и переподготовки кадров не только в
области международных стандартов, но
и в сфере практических аспектов
использования усовершенствованных
бухгалтерских технологий и более
качественной управленческой
информации.
Расширение возможностей
специалистов по бухгалтерскому
учету и аудиту путем:
(i) повышения уровня
квалификации в области применения
МСФО и
(ii) формирования единой
саморегулируемой профессии,
функционирующей на основе тех же
принципов, что и западная
бухгалтерская профессия.
Формирование и внедрение
комплексных планов счетов, которые
не только полностью соответствуют
МСФО, но и удовлетворяют всем
требованиям компании в части
составления финансовой отчетности,
формирования управленческой
информации и представления отчетов в
налоговые органы и другие ведомства.
Подобные планы счетов позволят
многим предприятиям объединить в
рамках единой экономичной системы
такие автономные функции, как
ведение бухгалтерского учета, анализ
основной деятельности и
представление отчетности для
государственных органов.
Внедрение современных
экономичных технологий для всего
учетного цикла – посредством
проектирования и разработки
комплексных электронных систем,
обеспечивающих формирование полной,
надежной и оперативной информации
для целей принятия управленческих
решений. Кроме того, к
характеристикам данных технологий
следует отнести возможность
формирования своевременной
достоверной информации,
используемой в процессе
корпоративного управления,
стратегического планирования,
управления рисками, бюджетирования,
управления денежными средствами,
осуществления общего контроля и
обеспечения ответственности за
хозяйственную деятельность. В
настоящее время системы
бухгалтерского учета на большинстве
предприятий не позволяют адекватным
образом (своевременно и по разумным
затратам) выполнять
вышеперечисленные функции.
Многое предстоит сделать в
сжатые сроки
Большинству руководителей
российских предприятий и аудиторско-консалтинговых
фирм, которые не подпадают под «первую
волну» компаний, переходящих на МСФО в
2004 году, может показаться, что осталось
еще много времени. Однако, даже для
таких организаций 2007 год не за горами,
ведь им предстоит выполнить
колоссальный объем работы и наладить
партнерские отношения с огромным
количеством физических и юридических
лиц.
Разработка курсов и
материалов, обучение/переподготовка
большого количества руководящего и
рядового персонала, формирование
комплексных планов счетов, а также
проектирование, программирование,
тестирование и апробация систем «в
параллельном режиме» займут
длительный период времени. Для
снижения затрат данные задачи
необходимо выполнять в логической
последовательности, обеспечивая
эффективную координацию усилий во всех
деталях.
МЦРСБУ полон оптимизма
относительно экономических
преимуществ, которые, на наш взгляд,
получит Россия в результате
своевременного перехода на МСФО в
неизменном варианте. Не пытаясь
преуменьшить объем предстоящей работы
и возможные последствия проблем, с
которыми, возможно, придется
столкнуться при переходе на МСФО, мы
готовы работать со всеми
заинтересованными сторонами и
оказывать им поддержку.