Светлана Дементьева МСФО специальный проект журналов "Двойная запись" и "Главбух" 2-е издание, ноябрь 2005. Я записалась на курсы МСФО еще в июле. И честно говоря, к началу обучения мой запал несколько иссяк. Тратить три часа после работы на учебу и два с половиной на дорогу в оба конца мне стало казаться несколько расточительным. Однако первое же занятие вернуло мне утраченный было энтузиазм. Ну, кто так строит, кто так строит, - вспоминалась мне бессмертная фраза Семена Фарады из фильма «Чародеи», когда, припозднившись после первого занятия на курсах МСФО, я бродила по лабиринтам Академии государственной службы при Президенте РФ в надежде найти выход. Такую запутанную планировку я видела только в фильме Бромберга. Правда, внутри академия пафоснее и богаче. При президенте все-таки. Найти дорогe помогли указатели, заботливо расставленные сотрудниками ИПК «Постгрэдюэйт-РАУ», где я, собственно, и проходила обучение. За этим названием скрывается головное представительство британского Института финансовых аналитиков в России. И диплом нам обещали выдать западный. О самом главном Все восемь контрольных работ (экзамена в «Постгрэдюэйт-РАУ», к счастью, нет) преподаватели переводят на английский и отправляют на проверку в Великобританию. Допустить можно всего три ошибки. Правда, что считается ошибкой – не очень понятно. Ведь МСФО допускают достаточно большую самостоятельность бухгалтера в профессиональном суждении. Как нам объяснили, если позиция обоснованная, то экзаменаторы, возможно, и не сочтут ее ошибочной. Но вообще, длинных трактатов просили не писать: переводить долго. Огромный плюс: решать контрольные нужно дома – вооружившись учебником, материалами лекций, разобранными в классе аналогичными задачами, терпением и кофе. Учиться, даже не каждый день, и работать – очень тяжело. Курсы начинались в полседьмого и заканчивались в полдесятого вечера. Плюс 1 час 40 минут на дорогу домой (я живу на другом конце Москвы от метро «Юго-западная», где и расположена Академия госслужбы). И решать какие-то задачи уже просто нет сил. Кстати, изучать стандарты, пока едешь в метро, на что я очень надеялась поначалу, оказалось тоже невозможным. Это нелегкое чтиво требует огромного сосредоточения. Писать контрольные в подземном транспорте, даже сидя, нереально. Делать это нужно на листе А4, от руки, разборчивым почерком. Последнее для меня давно уже проблема. Годы работы на компьютере отучили от «ручного» труда. Не все сразу Кстати, насчет совмещения с работой. Прежде чем идти учиться, нужно удостовериться, что род занятий и график работы позволяют вам посещать все занятия без исключения. Пропускать нельзя! Во-первых, по учебнику освоить тему невозможно. Именно поэтому каждый преподаватель делает специальную раздатку по своей теме – обычно в виде слайдов. Однако они всего лишь помогают систематизировать полученную на лекции информацию или вспомнить ее, если подзабыл. Для того, чтобы разобраться и запомнить нужно слушать, решать задачи, задавать вопросы. – Тогда будет толк. По меньшей мере, не придется постыдно списывать контрольную у одногруппников. Решить ее правильно самостоятельно, не будучи на лекциях, возможным не представляется. Лично я, каюсь, списала целых три. Учебный процесс Задачи по МСФО – это не задачи, которые я решала в институте по бухучету. Во-первых, никаких проводок в них нет и делать не требуется. МСФО – это стандарты отчетности, а не учета. Во-вторых, в них очень много всяких условий, которые нужно учесть – прям как в жизни. Сочиняют контрольные в Великобритании, не всегда соотнося свои запросы со знаниями студентов, полученными по программе. Так, в контрольной по МСФО 16 «Основные средства» было условие о том, что общая продолжительность доставки и работ по сборке, монтажу оборудования, увеличению его производительности не превысили трех месяцев». Чтобы правильно его интерпретировать, нужно было знать стандарт 23 «Затраты по займам». В нашей задаче оборудование было куплено в кредит, а чтобы понять, как поступить с процентами по нему (списать на расходы или капитализировать) нужно решить в соответствии с МСФО 23: квалифицируемый это актив или нет. Одним из критериев отнесения актива к категории квалифицируемых является значительное время его подготовки к использованию. В нашем случае – 3 месяца. Много это или мало – вопрос профессионального суждения бухгалтера. Из затруднительной ситуации нас вывел преподаватель, поведавший вкратце суть стандарта. В итоге мы всей группой решили, что 3 месяца - мало, и исходя из принципа осмотрительности, отнесли проценты по кредиту на расходы. И правильно сделали. Кстати, далеко не всякого преподавателя можно было уговорить решить на уроке аналогичную приведенной в контрольной задачу. Некоторые придерживались позиции: думай сам. Другие, наоборот, шли навстречу, рассматривая похожий пример. Первых было гораздо меньше. Честно говоря, я не поборник такой принципиальности. В конце концов, знания, до которых дошел не сам, а с чьей-то помощью, гораздо лучше их отсутствия. Уровень преподавания различался в зависимости от того, кто вел занятия. У нас были и практики (из аудиторских компаний) , и теоретики (из того же МГУ им. М.В. Ломоносова). Теоретиков, как и следовало ожидать, отличала большая теоретичность и умозрительность. Практиков – живость изложения. Особенно впечатлили лекции Игоря и Оксаны Сухаревых из «ФБК». Во-первых, сразу было видно, что люди свое дело любят и им живут. Во-вторых, поражал уровень знаний: ни один вопрос не оставался без ответа, и глубина охвата темы. Для нашего начального уровня (я записалась на курсы для начинающих) это было даже слишком. Кстати, в «Постгрэдюэйт-РАУ» международные стандарты изучают, как иностранные языки, на нескольких уровнях. Есть начальный, средний, высокий… Мне такая мысль кажется здравой. Потому что сразу и глубоко выучить МСФО просто невозможно. Это требует постепенного погружения. С супругами Сухаревыми нам крайне повезло: самые важные и сложные лекции (по основным средствам, нематериальным активам, обесценению активов, отложенным налогам, условным активам и обязательствам) читали именно они. Я задержала пару статей, но ни одной не пропустила. Да и раздаточные материалы у них, из того, что я видела, были самые лучшие. И главное – все с примерами из реальной жизни. Я даже изменила свое мнение о профессии аудитора. Раньше она мне казалась не столь захватывающей. А вот насчет переводного учебника Института финансовых аналитиков ничего особо лестного сказать не могу: самый обыкновенный, не особенно увлекательный, и не всегда понятный. К тому же, многие стандарты в нем рассматривались в старой редакции. Правда, об этом нас честно предупредили. К тому же, сейчас есть масса литературы по МСФО. Лично я пользуюсь толмудом «Международными стандарты финансовой отчетности: от теории к практике», тоже переводным. И к нему у меня тоже есть нарекания. Потому что идеальных учебников попросту не бывает. Люди Помимо приглашенных преподавателей, которые читали лекции, у нас был также куратор, который вел группу. Именно он занимался нашими контрольными. Кстати, на первом же занятии, эта милейшая женщина оставила нам свой домашний и мобильный телефон с предложением звонить в любое время (в рамках разумного, конечно) и задавать любые вопросы. Мы, естественно, звонили. А кроме куратора, у нас был Юра. К нему можно было обраться по всяким оргвопросам: распечатать пропущенные лекции и контрольные, узнать, что, где, когда. Кстати, график занятий у нас был достаточно необычный. Не понедельник-среда-пятница, а каждую неделю – разный, о чем нас изначально уведомили. Порадовало, что практически не были задействованы субботы. В выходные все-таки хочется выспаться и отдохнуть. И крайне редко случались переносы: на моей памяти единожды. И опять-таки с предварительным уведомлением. А еще у нас была группа – человек 15. В основном девушки. Мужчин было всего пять. Правда, особо сдружиться как-то особо не вышло. Все люди занятые. Да и краткосрочные курсы – не институт. Результат Что касается результата – он есть, хотя на момент написания этой статьи занятии еще не закончились. И даже лучший, чем я надеялась. Первое (и самое главное) – выработалось системное понимание вопроса. Лекции грамотно читались не по каждому стандарту в отдельности, а сразу по нескольким взаимосвязанным. Например, основные средства, нематериальные активы и обесценение. Кроме того, курс охватывает практически все стандарты, даже специализированные, например, для банков, так что картина получается цельной. Второе - по отдельным стандартам знания мои, похвастаюсь, достаточно детальны. К тому же, по особо интересующим меня темам я читала дополнительную литературу. И, кстати, параллельно обнаружила, что, наконец, стала понимать то, что там написано. Ну, и третье – я сроднилась со стандартами. Они мне стали безумно интересны. Я могу говорить о них всегда и везде, даже в редкие обеденные часы. И теперь хочу записаться на курс intermediate. Рассылки Subscribe.Ru Вестник Головного представительства IAB и IFA в России
Светлана Дементьева МСФО специальный проект журналов "Двойная запись" и "Главбух" 2-е издание, ноябрь 2005.
Я записалась на курсы МСФО еще в июле. И честно говоря, к началу обучения мой запал несколько иссяк. Тратить три часа после работы на учебу и два с половиной на дорогу в оба конца мне стало казаться несколько расточительным. Однако первое же занятие вернуло мне утраченный было энтузиазм. Ну, кто так строит, кто так строит, - вспоминалась мне бессмертная фраза Семена Фарады из фильма «Чародеи», когда, припозднившись после первого занятия на курсах МСФО, я бродила по лабиринтам Академии государственной службы при Президенте РФ в надежде найти выход. Такую запутанную планировку я видела только в фильме Бромберга. Правда, внутри академия пафоснее и богаче. При президенте все-таки. Найти дорогe помогли указатели, заботливо расставленные сотрудниками ИПК «Постгрэдюэйт-РАУ», где я, собственно, и проходила обучение. За этим названием скрывается головное представительство британского Института финансовых аналитиков в России. И диплом нам обещали выдать западный. О самом главном Все восемь контрольных работ (экзамена в «Постгрэдюэйт-РАУ», к счастью, нет) преподаватели переводят на английский и отправляют на проверку в Великобританию. Допустить можно всего три ошибки. Правда, что считается ошибкой – не очень понятно. Ведь МСФО допускают достаточно большую самостоятельность бухгалтера в профессиональном суждении. Как нам объяснили, если позиция обоснованная, то экзаменаторы, возможно, и не сочтут ее ошибочной. Но вообще, длинных трактатов просили не писать: переводить долго. Огромный плюс: решать контрольные нужно дома – вооружившись учебником, материалами лекций, разобранными в классе аналогичными задачами, терпением и кофе. Учиться, даже не каждый день, и работать – очень тяжело. Курсы начинались в полседьмого и заканчивались в полдесятого вечера. Плюс 1 час 40 минут на дорогу домой (я живу на другом конце Москвы от метро «Юго-западная», где и расположена Академия госслужбы). И решать какие-то задачи уже просто нет сил. Кстати, изучать стандарты, пока едешь в метро, на что я очень надеялась поначалу, оказалось тоже невозможным. Это нелегкое чтиво требует огромного сосредоточения. Писать контрольные в подземном транспорте, даже сидя, нереально. Делать это нужно на листе А4, от руки, разборчивым почерком. Последнее для меня давно уже проблема. Годы работы на компьютере отучили от «ручного» труда. Не все сразу Кстати, насчет совмещения с работой. Прежде чем идти учиться, нужно удостовериться, что род занятий и график работы позволяют вам посещать все занятия без исключения. Пропускать нельзя! Во-первых, по учебнику освоить тему невозможно. Именно поэтому каждый преподаватель делает специальную раздатку по своей теме – обычно в виде слайдов. Однако они всего лишь помогают систематизировать полученную на лекции информацию или вспомнить ее, если подзабыл. Для того, чтобы разобраться и запомнить нужно слушать, решать задачи, задавать вопросы. – Тогда будет толк. По меньшей мере, не придется постыдно списывать контрольную у одногруппников. Решить ее правильно самостоятельно, не будучи на лекциях, возможным не представляется. Лично я, каюсь, списала целых три. Учебный процесс Задачи по МСФО – это не задачи, которые я решала в институте по бухучету. Во-первых, никаких проводок в них нет и делать не требуется. МСФО – это стандарты отчетности, а не учета. Во-вторых, в них очень много всяких условий, которые нужно учесть – прям как в жизни. Сочиняют контрольные в Великобритании, не всегда соотнося свои запросы со знаниями студентов, полученными по программе. Так, в контрольной по МСФО 16 «Основные средства» было условие о том, что общая продолжительность доставки и работ по сборке, монтажу оборудования, увеличению его производительности не превысили трех месяцев». Чтобы правильно его интерпретировать, нужно было знать стандарт 23 «Затраты по займам». В нашей задаче оборудование было куплено в кредит, а чтобы понять, как поступить с процентами по нему (списать на расходы или капитализировать) нужно решить в соответствии с МСФО 23: квалифицируемый это актив или нет. Одним из критериев отнесения актива к категории квалифицируемых является значительное время его подготовки к использованию. В нашем случае – 3 месяца. Много это или мало – вопрос профессионального суждения бухгалтера. Из затруднительной ситуации нас вывел преподаватель, поведавший вкратце суть стандарта. В итоге мы всей группой решили, что 3 месяца - мало, и исходя из принципа осмотрительности, отнесли проценты по кредиту на расходы. И правильно сделали. Кстати, далеко не всякого преподавателя можно было уговорить решить на уроке аналогичную приведенной в контрольной задачу. Некоторые придерживались позиции: думай сам. Другие, наоборот, шли навстречу, рассматривая похожий пример. Первых было гораздо меньше. Честно говоря, я не поборник такой принципиальности. В конце концов, знания, до которых дошел не сам, а с чьей-то помощью, гораздо лучше их отсутствия. Уровень преподавания различался в зависимости от того, кто вел занятия. У нас были и практики (из аудиторских компаний) , и теоретики (из того же МГУ им. М.В. Ломоносова). Теоретиков, как и следовало ожидать, отличала большая теоретичность и умозрительность. Практиков – живость изложения. Особенно впечатлили лекции Игоря и Оксаны Сухаревых из «ФБК». Во-первых, сразу было видно, что люди свое дело любят и им живут. Во-вторых, поражал уровень знаний: ни один вопрос не оставался без ответа, и глубина охвата темы. Для нашего начального уровня (я записалась на курсы для начинающих) это было даже слишком. Кстати, в «Постгрэдюэйт-РАУ» международные стандарты изучают, как иностранные языки, на нескольких уровнях. Есть начальный, средний, высокий… Мне такая мысль кажется здравой. Потому что сразу и глубоко выучить МСФО просто невозможно. Это требует постепенного погружения. С супругами Сухаревыми нам крайне повезло: самые важные и сложные лекции (по основным средствам, нематериальным активам, обесценению активов, отложенным налогам, условным активам и обязательствам) читали именно они. Я задержала пару статей, но ни одной не пропустила. Да и раздаточные материалы у них, из того, что я видела, были самые лучшие. И главное – все с примерами из реальной жизни. Я даже изменила свое мнение о профессии аудитора. Раньше она мне казалась не столь захватывающей. А вот насчет переводного учебника Института финансовых аналитиков ничего особо лестного сказать не могу: самый обыкновенный, не особенно увлекательный, и не всегда понятный. К тому же, многие стандарты в нем рассматривались в старой редакции. Правда, об этом нас честно предупредили. К тому же, сейчас есть масса литературы по МСФО. Лично я пользуюсь толмудом «Международными стандарты финансовой отчетности: от теории к практике», тоже переводным. И к нему у меня тоже есть нарекания. Потому что идеальных учебников попросту не бывает. Люди Помимо приглашенных преподавателей, которые читали лекции, у нас был также куратор, который вел группу. Именно он занимался нашими контрольными. Кстати, на первом же занятии, эта милейшая женщина оставила нам свой домашний и мобильный телефон с предложением звонить в любое время (в рамках разумного, конечно) и задавать любые вопросы. Мы, естественно, звонили. А кроме куратора, у нас был Юра. К нему можно было обраться по всяким оргвопросам: распечатать пропущенные лекции и контрольные, узнать, что, где, когда. Кстати, график занятий у нас был достаточно необычный. Не понедельник-среда-пятница, а каждую неделю – разный, о чем нас изначально уведомили. Порадовало, что практически не были задействованы субботы. В выходные все-таки хочется выспаться и отдохнуть. И крайне редко случались переносы: на моей памяти единожды. И опять-таки с предварительным уведомлением. А еще у нас была группа – человек 15. В основном девушки. Мужчин было всего пять. Правда, особо сдружиться как-то особо не вышло. Все люди занятые. Да и краткосрочные курсы – не институт. Результат Что касается результата – он есть, хотя на момент написания этой статьи занятии еще не закончились. И даже лучший, чем я надеялась. Первое (и самое главное) – выработалось системное понимание вопроса. Лекции грамотно читались не по каждому стандарту в отдельности, а сразу по нескольким взаимосвязанным. Например, основные средства, нематериальные активы и обесценение. Кроме того, курс охватывает практически все стандарты, даже специализированные, например, для банков, так что картина получается цельной. Второе - по отдельным стандартам знания мои, похвастаюсь, достаточно детальны. К тому же, по особо интересующим меня темам я читала дополнительную литературу. И, кстати, параллельно обнаружила, что, наконец, стала понимать то, что там написано. Ну, и третье – я сроднилась со стандартами. Они мне стали безумно интересны. Я могу говорить о них всегда и везде, даже в редкие обеденные часы. И теперь хочу записаться на курс intermediate.
© 2001-2005 Все права защищены. Перепечатка материалов допускается только с письменного разрешения Postgraduate-RAA