Миру нужно наше все

журнал "Эксперт" #34 (480) от 12 сентября 2005

Западные инвесторы готовы покупать практически любые российские активы, российским же финансовым компаниям недостает инструментов инвестирования - вот две основные причины стремительного роста рынка IPO
Екатерина Шохина


На рынке IPO российских компаний произошел фундаментальный сдвиг: первичные размещения акций (IPO), почти десять лет, вплоть до прошлого года, больше походившие на лабораторные опыты, стали наконец-то реальным инструментом привлечения инвестиций.

Динамика роста рынка IPO российских компаний впечатляет. Если за 2002.2003 годы посредством IPO лишь три компании привлекли 27,7 млн долларов, то в 2004 году уже пять компаний выпустили на рынок акции на 638 млн долларов, а за восемь месяцев 2005 года за счет проведения IPO девять компаний привлекли более 4 млрд долларов!

Причины стать публичными

Регулярной финансовой практикой российских компаний IPO на мировых и отечественных биржах стали в 2004 году. "Они уже выглядели не как исключительные события, в которых удача сопутствует лишь 'звездам', а как естественный этап развития любой успешной компании либо просто как технология привлечения денег с фондового рынка", - говорит главный научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Яков Паппэ.

Самое крупное размещение в 2004 году осуществила Стальная группа "Мечел": на Нью-йоркской фондовой бирже было продано 10% акций за 291 млн долларов. На российских биржах разместили свои акции НПК "Иркут" - 23,3% за 127 млн долларов, сеть супермаркетов "Седьмой континент" - 15% за 80 млн долларов, девелоперская компания "Открытые инвестиции" - 38,5% за 70 млн долларов и концерн "Калина" - 28% за 25 млн долларов. Таким образом, уже в конце прошлого года стало понятно, что в ближайшие годы российские компании будут осуществлять IPO на общую сумму в миллиарды долларов, и этот механизм получения инвестиций станет конкурировать с долговым.

"Когда мы анализировали рынок два года назад, мы видели, что объем производимой публичными компаниями продукции в России равен 12 процентам ВВП, в то время как в развитых странах этот показатель в среднем составляет 85 процентов ВВП, - объясняет президент управляющей компании Renaissance Capital Андрей Мовчан. - Мы все время говорили, что так не бывает: если есть активы, производящие доход, они должны торговаться. И объясняли отсутствие торгов тем, что этот доход слишком высок: если ваш актив приносит 100 процентов годовых, то зачем часть этого актива продавать?"

Но рынки живут за счет конкуренции, они выравнивают маржу. Когда маржа снижается, собственник тут же старается привлечь сторонние средства. "Когда полтора года назад мы увидели первый массированный выход эмитентов на рынок долгов, уже можно было спрогнозировать увеличение количества IPO российских компаний, -. говорит г-н Мовчан. - Потому что привлечение заемных средств увеличивает риски компании. А во многих ситуациях люди не хотят расширять свой бизнес за счет увеличения рисков. Им остается один вариант - выпускать акции".

Как ни странно, увеличение количества IPO в немалой степени обусловлено и обострением проблемы собственности в нашей стране. "Когда у вас есть собственность, которая сегодня приносит хороший доход, но непонятно, что будет с ней завтра, возникает естественное желание этой собственностью поделиться, - рассуждает Андрей Мовчан. - С кем делиться - каждый сам решает. Некоторые предпочитают делиться с международными компаниями, чтобы в случае чего сказать, что их нельзя трогать. Кто-то на всякий случай хочет поделиться с членами партии 'Единая Россия'. Кто-то с рынком: если у тебя десять тысяч акционеров, то отобрать актив очень сложно - очень уж все публично".

Третьей важнейшей причиной увеличения числа IPO эксперты считают желание предпринимателей диверсифицировать свой капитал. Ведь на нормальном рынке, который в России уже формируется, есть цикличность - со временем рентабельность в разных отраслях меняется, и чтобы сохранить доходность, нужно присутствовать в разных отраслях. Но для приобретения новых активов нужны деньги, которые получают, продавая акции.

Стимулирует рост IPO и то, считает Яков Паппэ, что собственники перестали бояться показывать себя собственниками: "Примеры Березовского, Ходорковского, Гусинского учат - власть бьет только тех, кто лезет в политику. Остальных - нет. А демонстрация себя в качестве собственника - это необходимое условие для выхода на рынок".

Все продается, все покупается

Для полноты картины стоит отметить, что выход на рынок российских компаний стимулировали обе стороны: собственники готовы были продавать, а инвесторы, в первую очередь западные, готовы были купить. "Запад уже привык к тому, что в России рост, некоторая стабильность, он увидел, что структуры, которые предлагаются, немногим отличаются от стандартных западных, - говорит Яков Паппэ. - Создается нормальная структура собственности, продаются непрофильные активы, понятный менеджмент, какие-то шаги делаются по защите интересов миноритарных инвесторов. Все это похоже на то, что предлагается на Западе. Поэтому Запад повысил оценку российских компаний, выделил квоты на Россию и продажа части бизнеса стала выгодна акционерам".

Те квоты, что сегодня западные инвесторы выделили на Россию, еще долго, похоже, не будут выбраны. Самая яркая иллюстрация тому - активный спрос на проведенное в апреле этого года IPO "Северсталь-Авто". "Это размещение просто за пределами логики, все знают, что такое российский автомобиль, - говорит Яков Паппэ. - Объяснить его успех можно только нехваткой российских бумаг на мировом рынке. То есть лимиты, которые, условно говоря, выделил рынок на Россию, не закрыты. Покупаются любые российские компании - миру нужно все. Кто захочет и будет готов сделать IPO, тот найдет инвесторов".

Кстати, активный спрос наблюдается не только со стороны иностранных инвесторов, но и со стороны российских финансовых структур - им по-прежнему не хватает инструментов для размещения денег. "На фоне значительных средств на руках инвесторов рынку все еще не достает качественных инструментов по разумной цене, - считает заместитель генерального директора ММВБ Валерий Петров. - Поэтому хотим мы того или нет, опять приходится говорить о проблеме дефицита новых фондовых инструментов. Несмотря на то что на нашем рынке это давно не новость, ажиотажная реакция рынка на появление новой ценной бумаги высококлассного эмитента - лучшее подтверждение остроты вопроса".


Что почем

С начала нынешнего года IPO уже провели девять российских компаний. Шесть из них - АФК "Система", "Пятерочка", "Евразхолдинг", Rambler, "НОВАтэк" и Urals Energy - разместились на Лондонской фондовой бирже и все вместе привлекли 3 млрд 718 млн долларов. Три компании - "Лебедянский", "Хлеб Алтая" и "Северсталь-Авто" - провели первичное размещение акций на российском рынке и в общей сложности привлекли 294 млн долларов. При этом спрос на бумаги превысил предложение у "НОВАтэка" в 13 раз, у Urals Energy - в 5 раз, у "Лебедянского" - в 3,6 раза.

После проведения IPO капитализация у многих компаний превысила их годовые обороты. Особенно отметился Rambler: за 40 млн долларов было продано 20% акций новой эмиссии и 6% акций из пакетов совладельцев компании. В итоге капитализация Rambler оказалась свыше 150 млн долларов, при том что оборот ее в 2004 году был равен 12,5 млн долларов, а убытки - 4,4 млн.

"Rambler - типичный пример спроса на новую русскую экономику, - объясняет Яков Паппэ. - Такой абсолютный успех показывает, что в мире высоко оценивают российский научный потенциал и надеются, что в процессе экономического роста 'выстрелит' российский хайтек". Впрочем, многие эксперты склонны объяснять успех IPO компании Rambler более прозаическими причинами. "Видимо, была определенная договоренность: сначала был найден инвестор, он же и купил акции компании, - говорит вице-президент инвесткомпании 'Антанта Капитал' Денис Матафонов. - Это подтверждается и заоблачной ценой продажи, и тем, что не было широкого освещения IPO, а были даже запреты на распространение информации о компании среди российских инвесторов".

Из несомненно рыночных IPO особо удачным было размещение бумаг нефтяной компании Urals Energy: ее капитализация после размещения составила 354 млн долларов, хотя компания еще только в процессе становления - в прошлом году она лишь продавала нефтяные запасы, а собственной добычи у нее еще не было. "В 2004 году выручка компании составила 7,4 миллиона долларов, а убыток оценивался в три миллиона долларов, - отмечает Денис Матафонов. - То есть компания фактически 'нулевая', инвесторы оценивали только ее перспективы". Стоимость Urals Energy была оценена вдвое выше, чем средние российские нефтяные компании. Это, говорят аналитики, в очередной раз подтверждает огромный интерес широкого круга инвесторов к любой возможности участвовать в российской нефтедобывающей отрасли на фоне рекордных цен на нефть и роста российской экономики.

"Успех размещения Urals Energy обусловлен модой на нефть вообще и на Сахалин в частности, ведь компания владеет лицензией на разведку проекта 'Сахалин-6'. Сейчас в мире есть некие надежды, что Сахалин и то, что около него, станет центром мировой нефтянки. Достаточно сказать слово 'Сахалин', чтобы у тебя поднялась капитализация. Точно такая же картинка была в середине девяностых годов с Каспием - тогда снимали сливки Азербайджан и Казахстан", - объясняет Яков Паппэ.

Очень удачно с точки зрения акционеров провела IPO на Лондонской фондовой бирже "Пятерочка". Капитализация компании по итогам размещения составила 1,99 млрд долларов, что примерно вдвое выше ее годового оборота. "Это абсолютный рекорд по цене размещения среди ритейловых компаний, - говорит Денис Матафонов. - На развивающихся рынках лучшее, на что могут рассчитывать ритейловые сети, это на капитализацию, равную годовой выручке".


IPO полным ходом

До конца года ожидается IPO еще как минимум пяти российских компаний. По мнению экспертов, компании "Амтел", ТНК-BP, "Смартc", КамАЗ и "Разгуляй-УКРРОС" привлекут около 800 млн долларов, из них на российских биржах - около 100 млн.

"В ближайшее время абсолютным успехом у инвесторов будут пользоваться компании сырьевого (нефтяного) и продовольственного секторов, а также ритейловые фирмы, - говорит Денис Матафонов. - Это объясняется продолжающимся ростом нефтяных цен, а также растущими расходами населения, которые уже сейчас на 30 процентов выше, чем до кризиса, хотя ВВП все еще ниже".

Выбор места размещения IPO - за рубежом и в России - предопределяется объемом привлечения средств. "Есть общее правило: если компания надеется выручить более ста миллионов долларов, то она должна размещаться за рубежом", - объясняет Денис Матафонов. С ним соглашается и Валерий Петров: "По всей видимости, надо признать, что в ближайшие несколько лет размещения акций более чем на 500 миллионов долларов будут преимущественно происходить на зарубежных рынках - просто в силу ограниченной емкости российского рынка. Как правило, привлечения через IPO по объему уступают корпоративным заимствованиям тех же компаний, а они на российском рынке пока не превышают 5-7 миллиардов рублей, то есть 200-300 миллионов долларов. Для компаний, способных привлечь через IPO до 100 миллионов долларов, весьма существенными становятся затраты, связанные с поддержанием листинга на ведущих мировых биржах, а это сотни тысяч долларов в год, причем платить нужно пожизненно. На ММВБ эти затраты несравнимо ниже".

Есть, впрочем, надежда, что административные препятствия для проведения IPO на российском рынке будут устранены (сейчас этим активно занимается ФСФР), а значит, на нем вырастет число размещений акций. Одновременно по мере приближения условий работы на российском рынке к западным стандартам на него будет приходить все больше западных инвесторов - они почувствуют, что российская биржевая игра "стоит свеч".


 

Рассылки Subscribe.Ru
Вестник Головного представительства IAB и IFA в России


Карта сайта


Программа обучения IAB

 



 

© 2001-2002 Все права защищены.
Перепечатка материалов допускается только с письменного разрешения
Postgraduate-RAA