Банки первыми среди российских компании переходы на стандарты финансовой отчетности (МСФО)

 

Однако с 1 октября этого года добровольные эксперименты заканчиваются

 

Переход на МСФО необходим прежде всего для того, чтобы из отчетности компании можно было понять ее реальное финансовое положение. Сделать это на основании российской отчетности практически невозможно, поскольку ее главными пользователями являются налоговые органы, до сведения которых, как известно, отечественные структуры стараются донести как можно меньше информации (благо с помощью российских правил бухучета это сделать несложно). Пока на МСФО перешли только около 200 россий­ских банков (15% от общего количества) - почти все крупнейшие кредитные институ­ты, которые имеют или хотят иметь зарубеж­ных партнеров. «Отчетность по МСФО явля­ется одним из обязательных условий выхода на западные рынки, так как она позволяет представителям международного бизнеса адекватно оценивать и воспринимать рос­сийские банки», - поясняет главбух Конверс­банка Ирина Демянкова. По словам началь­ника отдела отчетности Академхимбаика Юлии Беляевой, основная сложность при переходе па МСФО заключается в том, что рос­сийская система учета «базируется на одно­значно трактуемых инструкциях, а междуна­родные стандарты носят рекомендательный характер и не предполагают жестких норма­тивов. МСФО устанавливают новые понятия, такие как «справедливая стоимость», «амор­тизированные затраты», отражать которые в своей отчетности банкам приходится самостоятельно».

С этого года приобщиться к международ­ным стандартам обязаны будут все банки без исключения. Сначала они должны направить в ЦБ отчет по итогам 9 месяцев текущего го­да, потом за год, а с 2005 года обязаны будят делать это периодически (скорее всего рал в квартал). Правда. ЦБ обещает не делать ни­каких выводов на основании полученных данных и не наказывать за их отсутствие. Это будет продолжаться до 1 января 2006 года, после чего за непредставление отчетности по МСФО или ее плохие показатели со сторо­ны 11,Б последуют санкции - вплоть до отзыва лицензии.

Банки первыми среди российских компа­ний переходят на МСФО по той простой при­чине, что у них есть регулятор - ЦБ, который может следить за исполнением своих требо­ваний. У ЦБ есть на то и права, и обязанно­сти - по закону «О Банке России» он наделен правом регулировать финансовую отчетность кредитных институтов и делает это весьма рьяно. Что же касается остальных ком­паний, то для них сроки перехода на МСФО пока не установлены, так как единственный документ, где об этом будет написано - закон о консолидированной отчетности, - пока не дошел до Госдумы.

Главная интрига вокруг переход на МСФО заключается в том, что в конце прошлого года ЦБ выпустил методические рекомендации № 181-Т «О порядке составления и представ­ления кредитными организациями финансо­вой отчетности». В приложении № 5 к этому документу описывается, услугами какой ком­пании банкам лучше всего пользоваться для заверения отчетности по МСФО. Эти «советы* повергли российских аудиторов в шок, пото­му что фактически лишают их работы. В при­ложении, в частности, сказано, что организа­ция, проводящая аудит, должна иметь «не ме­нее четырех специалистов с дипломами международно-признанных бухгалтерских и аудиторских ассоциаций и организаций». Такие дипломы должны быть у руководителя компании, его заместителя и еще у двух спе­циалистов, отвечающих за управление риска­ми и качество подготовки заключения. Кроме того, рекомендуется, чтобы руководитель аудиторской компании и его заместитель од­новременно являлись  бы и ее собственника­ми: предполагается, что тем самым они будут отвечать за подпись под заключением всем своим имуществом. Однако специалистов с международными дипломами в России очень мало, а обучение их обходится весьма недешево. Такие дипломы выдает между­народная Ассоциация дипломированных бухгалтеров (Association of chartered certified accountants - АССА), представительства кото­рой есть в России. А вот американский сертификат профессионального бухгалтера (Certified public accountant - СРА) можно по­лучить только в Америке. К тому же не все руководители компаний находят время на сдачу экзаменов и не все они (хотя и большинство) являются собственниками компании. Полу­чается, что выполнить рекомендации ЦБ мо­гут лишь аудиторы «большой четверки» (ком­пании Ernst&Young, КРМG, РwC и Deloitte), услуга которых стоят от 8150 тыс. (заключе­ние российского аудитора - около $20 тыс.) Ассоциации аудиторов, аккредитованные при Минфине, обратились в министерство с просьбой пересмотреть рекомендации, дан­ные ЦБ, но их призывы пока остались без от­вета. Нельзя забывать и том, что вопросы ау­дита, в том числе и банковского, находятся в ведении Минфина (именно Минфин выдает аудиторам соответствующие аттестаты, а ЦБ просто следит за правильностью составления финансовой отчетности), однако министер­ство пока не ввело новый тип аттестата, поз­воляющего российским компаниям заверять отчетность по МСФО. Получается, что подоб­ные услуги могут оказывать только сотрудни­ки «большой четверки», которым не надо спрашивать разрешения у Минфина.

Сами же банкиры считают, что перехо­дить па МСФО нужно, но всем сразу. «Без пе ревода на международные стандарты  отчет­ности всех российских компаний банков­ский почин не даст качественных изменений в экономике», - утверждает председатель правления Оргрэсбанка Игорь Коган. Немало претензий у банков и к ЦБ. «До сих пор нет общепринятого русскоязычного перевода документации МСФО, а сам ЦБ не обучает сотрудников коммерческих банков*, - заяв­ляет зампред Газэнергопромбанка Нина Волкова. По ее словам, уполномоченной компанией по внедрению МСФО в России является PricewaterhouseCoopers (PwC), но она обучает банкиров по завышенным (по сравнению с российскими аудиторами) ценам. «Представленные ЦБ документы по МСФО достаточно условны, имеют много­численные ссылки на стандарты, которые многие не видели в глаза, - утверждает главбух банка «Авангард* Владимир Андре­ев. – А учитывая то, что основа междуна­родных стандартов - метод начислений и мотивированное суждение, то есть факторы, мягко говоря, мало форматизированные, банки будут подвергаться жестко­му прессингу со стороны ЦБ, поскольку мнения о качестве активов и рисков у пред­ставителей коммерческих и государствен­ных банков наверняка будут отличаться друг от друга». Владимир Андреев считает, что ЦБ должен выпустить документы, кото­рые более подробно и доходчиво излагали бы принципы МСФО применительно к российской системе учета и отчетности. Пока же вплоть до 1 января 2006 года бан­кам придется параллельно вести две отчетно­сти - по российским и международным стан­дартам. «А это и тяжело, и дорого, как любая неэффективная и бессмысленная работа», -говорит Игорь Коган из Оргрэсбанка. «Рабо­та банков усложнится как минимум на пери­од около 1-1,5 лет, - считает  зампред Балт-инвестбанка Евгений Мищук. - Все будет за­висеть от того, как изменится отчетность перед ЦБ». По его словам, «если параллельно с введением новых форм по МСФО будут отменяться дублирующие, устаревшие и не ис­пользующиеся  для оценки деятельности  бан­ков формы текущей отчетности, то вопрос «усложнения» приведет к выработке байками оценочных критериев и собственных правил по составлению отчетов, внедрению нового программного обеспечения, обучению пер­сонала. Если же процесс введения МСФО све­дется к простому увеличению отчетных форм, то к уже упомянутым проблемам доба­вится необходимость проводить перекрест­ные проверки и стыковку данных в действую­щих и новых отчетных формах, а также уве­личить штат сотрудников». Так что на первом этапе перехода на МСФО банки станут «про­зрачными» только для специалистов, хорошо разбирающихся в такой отчетности. «Дня всех остальных пользователей это станет возможно спустя весьма продолжительное время, - уверен Евгений Мищук, - и то при условии, что к этому моменту мировое сооб­щество не разочаруется в существующих МСФО и не придумает что-то новое».

ж. "Финанс"

09.03.04

 

Рассылки Subscribe.Ru
Вестник Головного представительства IAB и IFA в России


Карта сайта

English version




Программа обучения IAB

 

© 2001-2002 Все права защищены. Перепечатка материалов допускается только с письменного разрешения Postgraduate-RAA