Бухгалтерская патриархальность Костромы
2005-08-08 журнал «Расчет»

Алла ГЕРМАНОВА

Прогресс в виде электронной и международной финансовой отчетности добрался и до Костромы, до сих пор сохраняющей очарование старинного русского города. Но местные бухгалтеры и налоговые инспекторы к этим благам цивилизации относятся крайне осторожно – как бы чего не вышло...

Тишь да гладь

Кострома по праву называется младшей сестрой Москвы, ведь в ее основании тоже участвовал Юрий Долгорукий. Да и разница в возрасте у «сестер» совсем небольшая – всего пять лет. А вот образ и течение жизни другие. В отличие от суетливой и деловитой Москвы в Костроме все очень спокойно. Здесь никто никуда не спешит «по делам», а все дела бухгалтеры и «небухгалтеры» Костромы успевают сделать до пяти часов вечера. Именно в это время здесь заканчивается рабочий день, и начинается «потехи час». А его горожане предпочитают проводить время на набережной Волги.

Там к ним присоединяются и туристы, ведь Кострома – один из городов Золотого кольца. Впрочем, даже чужестранные зеваки не могут нарушить неспешность жизни костромчан.

Две стороны одной медали

Неспешно повело себя и руководство УФНС по Костромской области. Сразу общаться они отказались, предложив мне сначала предъявить все свидетельства того, что я пришла к ним с миром. Когда таковые в виде редакционных писем из Москвы были представлены, они согласились уделить мне время. Впрочем, информация, полученная от них, не стоила затраченных на это усилий.

Налоговики поделились информацией о количестве фирм в городе и области и сведениями о проценте фирм, перешедших на электронную отчетность. И тем, что с планами они справляются и бухгалтеры у них городе понятливые, благодаря чему «налоговые и налогоплательщики составляют одно целое».

Согласны ли с этим утверждением местные счетоводы – вторая половина целого, я решила спросить у них самих.

И оказалось, что большинство бухгалтеров считают, что с налоговой инспекцией не то что одно целое составлять, а даже связываться не стоит. Например, у главного бухгалтера Костромской мануфактуры «Кохлома» Инги Ренской свои претензии – долгое рассмотрение писем и заявлений плательщиков, что значительно осложняет работу не только с самой налоговой, но и различными фондами, куда инспекторы обязаны подавать данные о фирмах. «То, что налоговая не справляется с возложенными на нее обязанностями, выясняется в моменты, когда, по нашим данным, все долги по бюджетным выплатам погашены, а от Пенсионного фонда, например, вдруг приходит требование о выплате взносов. Пытаться писать жалобы бесполезно, их рассмотрение затягивается до неопределенного времени, а по телефону они консультировать не хотят», – делится она.

У Ларисы Корневой, главного бухгалтера Костромского силикатного завода, тоже без проблем не обходится.

– У нас претензии чисто технического характера, – заявляет Лариса. – Мы не можем элементарно получить акт сверки вовремя, чтобы, например, вернуть какие-то переплаты. Вечно что-то запутают или перепутают. И на все у них есть свои оправдания. А состояние самих налоговых? Просто ужасное: душно, грязно, а ведь бухгалтер проводит здесь несколько часов в день. Потом инспекторы удивляются, почему мы их не любим. Пора бы уже понять, что из таких «мелочей» складываются и отношение, и уровень сотрудничества с ними.

Я побывала в одной из таких инспекций, о которых говорила Лариса. Арендуемое помещение, маленькие комнатушки, узкие коридоры, неудобные информационные стенды. Впрочем, налоговики стараются хоть как-то быть на уровне: они даже смастерили своими силами операционный зал, перегородив одну из комнат пополам. Бухгалтерам, конечно, это не помогает, но усилия инспекторов все же достойны уважения.

Цена вопроса квалификации

К сожалению, техническими недостатками работы недовольство местных бухгалтеров не заканчивается. Есть и еще один очень важный минус – это квалификация сотрудников инспекций. Как оценивают уровень своей работы сами инспекторы – это один вопрос, а как их оценивают те, с кем они работают, – вопрос совсем иной. Первой этот вопрос я решила адресовать начальнику отдела по работе с налогоплательщиками УФНС по Костромской области Лидии Прокатовой. Она оказалась общительной, видимо, сказывалось то, что долгое время Лидия работала экскурсоводом:

– Только в прошлом году 60 человек из нашего управления повысили уровень своей квалификации в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Еще 300 человек прошли обучение и в нашем учебном классе, что дает нам право сказать, что в наших инспекциях работают грамотные специалисты. А еще мы стараемся научить наших сотрудников быть терпимее, ведь в какой-то степени они должны быть психологами, – сказала она.

А вот как отозвалась о работе инспекторов главный бухгалтер Костромского силикатного завода Лариса Корнева:

– Судя по проверкам, квалификационный уровень налоговых инспекторов оставляет желать лучшего. И дело даже не в зарплате. Налоговики не «развиваются», не расширяют свои знания. Они работают в своей узкой области. Да и занимаются этим только потому, что с такими знаниями никуда больше не возьмут. По крайней мере, я бы не хотела, чтобы в моей бухгалтерии работал бывший налоговик. С гораздо большим уважением я отношусь к людям, пришедшим с производства.

Чтобы узнать мнение областных налоговиков, мы побывали в межрайонной инспекции № 7, которая находится в г. Нерехта под Костромой.

Новое современное здание инспекции резко выделялось среди местных построек. Для Нерехты это своего рода достопримечательность, ведь все остальные постройки там похожи на те, что строили еще при Юрии Долгоруком. Впрочем, соперник в примечательности у налоговой есть – это здание крупнейшего налогоплательщика, торгового дома, специализирующегося на продаже строительных материалов.

Разъяснить вопрос кадрового состава и квалификации налоговых сотрудников я попросила руководителя инспекции Татьяну Сидорову. Она считает, что все проблемы сводятся к «скромной» заработной плате налоговых инспекторов:

– Работают у нас в основном энтузиасты или люди, не склонные изменять своим привычкам. Они если и уходят, то в большие коммерческие фирмы на должность бухгалтера. Впрочем, недавно у нас открыли представительство одной известной телекоммуникационной компании, куда набирают операторов на зарплату десять тысяч рублей. Понятно, что соблазн уйти у многих велик, ведь зарплата у нас всего три тысячи.

Тяга к знаниям

Побывав в нескольких организациях и поговорив со многими бухгалтерами, у меня сложилось впечатление, что в профессиональных знаниях они превосходят налоговых инспекторов. Например, уже упомянутая Лариса Корнева, главбух силикатного завода, повышала свои профессиональные навыки в учебном деловом центре при Технологическом университете, который довольно известен в Костроме:

– Если раньше я боялась спорить, то эти курсы дали мне знания, помогающие отстаивать мою правоту, – говорит она.

Есть у костромских бухгалтеров и возможность освоить международные стандарты финансовой отчетности. Вот только большинство из них считают, что до международных стандартов еще далеко. Например, бухгалтер Костромской мануфактуры «Кохлома» Инга Ренская уверена, что с нашим законотворчеством в ближайшем будущем переход на МСФО фирмам даже не светит. А главный бухгалтер силикатного завода на этот же вопрос дала неоднозначный ответ:

– Вроде бы все об этом говорят и всех к этому ведут. Но мы провинциальный город, нам до этого далеко, да и нет у нас такой необходимости.

Как и в других городах, в Костроме существует проблема обучения бухгалтеров международным стандартам. Источник ее в том, что специалистов, способных обучать, очень мало. Готовят их, как правило, в Москве или Санкт-Петербурге. И затраты на такого специалиста (порядка 100 тысяч руб. – прим. ред.) позволить себе в состоянии далеко не каждый. Тем не менее в Костроме действует несколько организаций, способных научить бухгалтерское сообщество МСФО. И некоторые счетные работники все же пытаются вести не только российский бухучет, но и учиться работе с международными стандартами. Правда, их пока немного.

Маленькие бухгалтерские хитрости

И все же, несмотря на патриархальность, подразумевающую уважение к традициям и сильным мира сего, бухгалтеры Костромской области иногда позволяют себе маленькие шалости. Здесь ходят слухи, что очень занятые бухгалтеры, которые катастрофически не успевают сдать отчетность вовремя, посылают налоговикам конверты с пустыми листами да плюс ко всему прикладывают опись к документу. Так ли это на самом деле, я решила узнать у «жертвы» этих шалостей – руководителя инспекции по г. Нерехта.

– И такое бывает, – снисходительно кивнула головой Татьяна Сидорова. – Но чаще всего умные бухгалтеры ставят чуть ли не прошлоквартальные цифры, которые мы обязаны принять. А потом недели через две присылают уточненную декларацию. И отказать в ее принятии мы такому плательщику не можем – нет у нас оснований. Есть предприятия, у которых уже по три тома уточненных деклараций. А есть и те, кто не присылает совсем.

– И как же вы с ними боретесь? – спросила я.

– Рублем, – ответила Татьяна. – Большие штрафы накладываем, требуем, рассылаем письма.

– Нарушители хоть как-то объясняют свое поведение? – задала я следующий вопрос.

– А как же! И объяснения у них самые распространенные: заболел, не успел, лежал в больнице. Впрочем, нам важно лишь то, что они вовремя не сдали отчетность. А почему – это уже их проблемы, – серьезно ответила Татьяна.

Дело в том, что несколько лет тому назад у налоговой инспекции было право только на то, чтобы «погрозить пальчиком» бухгалтеру, не сдавшему отчетность, если он, например, лежит в больнице. Мол, нужно сдать отчетность. А сейчас ситуация изменилась: болеть может любой человек, а вот главный бухгалтер всегда должен быть на месте и сдавать отчетность в срок. Так что приходится костромским инспекторам с каждым таким «больным» идти в суд, чтобы обвинить того в несвоевременной сдаче отчетности.

«Электронка» против «вербалики»

Зная, как любят налоговики поговорить об электронной отчетности и о своих достижениях в этом плане, я решила поинтересоваться этим вопросом и в Нерехте, в межрайонной инспекции № 4. Но тут похвастаться было нечем.

– Электронная система в области развита слабо, потому что основной контингент у нас, скажем так, – «нищие», у многих наших плательщиков даже компьютеров нет. Только крупные фирмы перешли на электронную отчетность. Есть и другие, поменьше, которые сдают отчетность на дискетах, – ответила на мой вопрос Татьяна, руководитель инспекции по г. Нерехта, и поведала, чем объясняется такое положение вещей.

– Как ни крути, бухгалтеры стремятся общаться вживую. Даже после наших уговоров они все равно отказываются, мотивируя это тем, что перестанут приходить в налоговую и не будут в курсе последних событий, каких-либо изменений, – посетовала она.

Впрочем, бухгалтеров не напрягает отсутствие «электронки» в их жизни. А те же, кто к благам цивилизации приобщились, сильно ими не злоупотребляют, составляя по старой бухгалтерской традиции все декларации сначала на бумаге и уже потом переводя их в электронный вариант.

Нежелание что-то сильно менять легко понимаешь – в по-купечески вальяжной Костроме по-другому жить и работать, наверное, и невозможно.

Рассылки Subscribe.Ru
Вестник Головного представительства IAB и IFA в России


Карта сайта




Программа обучения IAB



 

© 2001-2002 Все права защищены.
Перепечатка материалов допускается только с письменного разрешения
Postgraduate-RAA